|
|||||
|
Доклад О.И.Некрасовой на Димитриевских чтениях 2013 годаДуховно-нравственное воспитание подрастающего поколения на современном этапе. В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6, данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы … включают в себя учебный план, рабочие программы… обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся". Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы… предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Концепция и примерная программа задают основные характеристики организации воспитательного процесса в современной школе. В концепции духовно-нравственного воспитания определены цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрыта система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определены основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в отношениях с семьей, институтами гражданского общества, конфессиями. Примерная программа воспитания и социализации учащихся разрабатывается на основе концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Она является концептуальной и методической основой для разработки образовательным учреждением собственной программы воспитания и социализации школьников с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов обучающихся и их родителей, регионального сообщества. Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и/или культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Содержание воспитательного идеала определяют два важнейших источника. Первый — Закон "Об образовании". Второй источник — отечественный педагогический опыт во всей его исторической полноте. Национальный воспитательный идеал имеет конкретно-исторический характер и соответствует условиям определенной эпохи. В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских (ими считались все принявшие православие, а не только великороссы) людей в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси. Церковно–школьное взаимодействие в образовании… Это уже было в истории Российского государства, поэтому сегодня мы говорим о возрождении этого взаимодействия. По итогам первых мероприятий, посвященных 700-летию Святого Сергия Радонежского, хочу отметить работу педагогов общеобразовательных учреждений: На районном конкурсе исследовательско-краеведческих работ учащихся «Отечество» в номинации «Земляки» победителем стала работа учащихся лицея №2, посвящённая жизни и служению священника Сергия Воскресенского, много лет преподававшего Закон Божий в реальном училище города Павловского Посада. Ранее на таком же конкурсе был представлен не менее интересный исследовательский проект о Святителе Иннокентии, епископе Пензенском и Саратовском, - также уроженце Вохонской земли. В храме Вознесения Господня на Городке есть почитаемая икона этого святого, жившего на рубеже XVIII – XIX веков. Еще одно исследование, проведённое учениками «Влияние Преподобного Сергия Радонежского на формирование духовного облика жителей Земли Павловопосадской» имеет под собою глубокую историческую, краеведческую, литературную и философскую базу. Они впервые глубоко исследовали роль исторической личности – Преподобного Сергия Радонежского - в религиозном просвещении павловопосадских (ранее вохонских) крестьян. Впервые в учебной практике учениками – исследователями показан потенциал религиозного воздействия на нравственность жителей родного края. Ребята провели историческую и нравственную параллель в формировании мировоззрения простого русского народа. При этом ученики-исследователи установили прямую зависимость повышения культурного уровня народа от уровня возрастания в нём нравственности, духовности. Следует отметить, что материалы исследования имеют глубокую практическую направленность и могут быть рекомендованы для включения их в качестве отдельной главы в учебник по духовному краеведению Подмосковья автора Л.Л. Шевченко, а также для создания долгосрочного учебного исследовательского проекта по гражданско – нравственному воспитанию по теме «Слово о великих подвижниках Земли Павловопосадской». Проводя параллели просвещения в прошлом и настоящем, зачитаю отрывки из сочинений, которые написали ученики до работы над проектом и после. До проекта ребята написали в сочинении следующее: «Многие могут сказать, что молодое поколение сегодня деградировало, что мы безразличны к нашей истории, культуре, безразличны к судьбе наших будущих детей, нашего рода, родной земли. Многие отметят, что мы стали невосприимчивы ни к чему высокому, благородному, святому. Нам нет дела до того, что русский народ уже зовётся российским, а в паспорте не указывается национальность… Нам всё равно». «Мы не виноваты в том, что с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов нам навязывается это равнодушие, обесценивается всё, что раньше вызывало гордость и уважение, вдалбливается в умы, что ничего не имеет ценности, кроме наслаждения. Мы не должны нести ответственности за то, что кто – то когда – то позволил отнять у нас уважение к нашей стране, нашей пока ещё не знаемой нами Родине, чьё настоящее имя Святая Русь». Эти слова учеников заставляют не только задуматься, но и начать действовать. А после работы над созданием проекта, изучения житийной литературы, краеведческих, исторических источников, научных, философских, литературных трудов ребята многое переосмыслили. Вот отрывки из творческих работ тех же учеников, только год спустя: «Мы хорошо понимаем, что сегодня возникла крайняя необходимость в изучении отечественной истории, осмыслении результатов жизни и подвига национального значения тех людей, которые эту историю вершили». Приведу пример из конкурсной работы ученицы сельской школы. «Я родилась и живу в деревне Евсеево. Работая над очерком, я не раз обращалась к ресурсам Интернета, где прочитала разные отклики о деревне и сельской жизни. Одни восхищаются деревней, другие подчеркивают деревенскую необустроенность. Но особенно обидно было читать презрительные и несправедливые замечания об отсталости и убогости сельской жизни, о превосходстве городской цивилизации. Статус деревенского жителя нисколько не унизительный и даже не менее престижный, чем статус городского. Ведь русская деревня – это не просто географическое место, это источник традиций, культуры и непреходящих нравственных и духовных ценностей. В этом легко убедиться, если обратиться к истории родного края. Целью своей работы я считаю не только изучение истории деревни Евсеево, но и обращение к ее духовным истокам и традициям. Я хотела бы, чтобы мои сверстники научились уважать себя как сельского жителя, любили родную деревню и гордились своей малой родиной. Как не стоит, по словам А.И. Солженицына, село без праведника, так и не может оно существовать без небесного покровительства. Деревне Евсеево в этом смысле особенно повезло. Здесь родина местночтимого святого праведного Василия Павлово-Посадского, а 18 июля жители отмечают день памяти величайшего подвижника земли русской – преподобного Сергия Радонежского, который считается небесным покровителем деревни. Этот день жители, особенно коренные, называют молебны. В день праздника обязательно служился молебен перед образом Сергия Радонежского. В деревне тогда была часовня, которая, к сожалению, не сохранилась. По воспоминаниям местных жителей она стояла недалеко от дома купцов Грязновых. Многие традиции сохранились в праздновании дня деревни и по сей день. Единственное, что огорчает – что до сих пор не восстановленная часовня. Во всех окрестных деревнях часовни уже давно стоят. Может в чем-то провинились жители Евсеева и не принесли еще должного покаяния, вот и не могут возродить часовню, хотя попытки были уже не раз. Нам отрадно отмечать стремление детей изучать историю родного края, их желание знать больше, чем даётся в материалах учебника. |
|
|||