Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Успенский пост заканчивается праздником Успения Божией Матери. У некоторых верующих возникаетвопрос: как относиться к этому празднику. Это день скорби, печали или день радости? Церковь воспоминает в этот день отшествие Божией Матери из этой земной жизни, существует особая служба Чин погребения Божией Матери, напоминающая чин погребения Спасителя на Страстной седмице. Но почему же тогда Успение Пресвятой Богородицы – это праздник? Почему уже в первой стихире на Всенощном бдении к празднику Успения мы слышим слова: «О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается… Веселися Гефсимание, Богородичен святый доме!… Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость». И в других стихирах говорится: «Твое славят успение власти и престоли, … радуются земнороднии». То есть: радуются и ангелы, и люди. Почему же мы, православные христиане, призваны радоваться в этот день? Ответ на это дают в своих проповедях на праздник Успения Божией Матери святые отцы.
Святитель Филарет Московский говорит: "Сегодня, кажется, мы на погребении: но мы безпечальны. Как сии противоположности встретились и примирились? И для чего соединены оне даже законоположением церковным?" И святитель отвечает, что Пресвятая Дева с бoльшим правом, нежели сам святой Павел, могла присвоить его слова: «для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1, 21). Святитель учит, что на гроб Божией Матери Церковь взирает как на лестницу на Небо, куда Она идет, чтобы, по слову пророка, как Царица предстать одесную Христа и «чтобы не только самой блаженствовать в царствии небесном, но, действием Своего молитвеннаго предстательства, и на нас низводить оттоле дождь благословений. Посему как нам не радоваться? как не торжествовать?». Таким образом, первое основание для радости в праздник Успения Божией Матери то, что мы празднуем ее переход от земной к жизни к вечной славе и блаженству в Царстве Небесном, где Она предстательствует и молится за нас грешных. Потому и дни памяти многих святых, которые мы также светло празднуем, это дни памяти их праведной кончины. Таковы дни памяти мучеников, святителей, преподобных, праведных. Например, 10 ноября празднуется память святителя Димитрия Ростовского. Это праздник, и это день его праведной кончины. Святитель Димитрий отошел ко Господу 10 ноября (28 окт. по ст. стилю) 1709 г.
Чему учит верующих праздник Успения, говорит святитель Феофан Затворник: «Во всем христианском мире светло празднуется Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, ради того, что оно после Воскресения и Вознесения Господня есть самое близкое и живое уверение в славе, предопределенное верующим в Господа. Смотри на Успение, и уразумеешь, кое есть упование звания нашего, а когда уразумеешь, ничего не пожалеешь для стяжания его».
Но, как говорит святитель Филарет Московский, имеет определенную цель и то, чтоЦерковь среди радости праздника «не скрыла от нас и печальнаго зрелища погребения». Это для того, чтобы напомнить нам о нашей неминуемой встрече со смертью. , а «Чтобы мы готовились к будущей жизни, чтобы наш переход туда не был мучительным и страшным. А для этого, как учит святитель Феофан Затворник, нужно стараться не иметь пристрастия к земному и телесному, очищать совесть от грехов, жить добродетельно, стремиться к вечным благам. Знаем, говорит святитель, что умрем и что смерть будет для нас или горька и мучительна, или отрадна и сладостна. Не явим же себя врагами себе, неразумно огорчая переход свой из сей жизни в другую, - тогда как обладаем всеми способами к тому, чтобы усладить его. Ныне или завтра смерть – будем готовы! «Се гряду скоро», говорит Господь. Малый, сего ради подъятый труд – вечной радостью вознагражден будет».
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в проповеди на праздник Успения говорит: «да будет и наша жизнь вся во Христе, смерть – радостью и великим приобретением, да не постигнет нас слово Псалмопевца: «Смерть грешников люта» (Пс.33,22). Да будет она и для нас, христиан, блаженным успением и переходом от смерти в жизнь». Святитель Лука указывает, что есть смерть первая и вторая. «Первая смерть – это та естественная смерть, которой заканчивается жизнь каждого человека, и только эта естественная смерть, часто бывающая блаженным успением, постигает праведных. А тяжких грешников и богохульников ожидает страшная вторая смерть, смерть духовная, на которую они будут осуждены Христом на Страшном Суде Его. … Живите так, чтобы никого из вас не постигла смерть вторая!»
Перейти в фотогалерею