О покаянии

Однажды к некоему старцу пришли посетители и застали его за работой в огороде. На вопрос «чем он занят?», старец ответил: «Я исповедую свои грядки». Свои слова удивленным вопрошателям он объяснил так: «Земля, на которой я посеял овощи, очень каменистая, сухая, сплошь в сорняках. Но когда я пропалываю мои грядки, удаляю камни и колючки, взрыхляю твердую почву, то она скоро даёт очень вкусный и обильный урожай».

В духовной литературе часто встречается утверждение, что покаяние наряду с настоящей молитвой является главнейшей характеристикой подлинной духовной жизни человека. Термин «Покаяние» может быть употребляем в двух разных аспектах, а потому и содержит в себе два разных смысла: Покаяние – Таинство, и Покаяние – Перемена ума (в греческом «метанойя»)

Во первых, под словом «Покаяние» понимается Таинство Православной Церкви. Этому термину тождественны понятия «Исповедь», «Таинство Исповеди», «Таинство Покаяния». В Катехизисе (официальный вероисповедный документ) дается такое определение: Покаяние есть Таинство, в котором кающийся в своих грехах, при видимом получении прощения от священника, невидимо освобождается от этих грехов Самим Господом Иисусом Христом. Известно что, это Таинство имеет Божественное установление. Апостолам, а через них епископам и священникам, по преемству благодати, Господь Иисус Христос дает власть принимать покаяние людей и отпускать грехи: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:22-23). По Своему неизреченному Милосердию Господь не желает, чтобы впавшие в грехи люди погибли, но хочет, чтобы все спаслись и имели жизнь вечную. Ещё к Адаму в Раю после грехопадения был обращен призыв покаяться. «И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: Адам, где ты?» (Быт 3,9) – сообщает нам Священное Писание. Принципиально, что призыв к покаянию звучит как вопрос о том, осознает ли человек то состояние, в котором оказался вследствие нарушения Заповеди Божией. Можно с уверенностью сказать, если бы не помрачился грехом ум Адама, он осознал бы свое бедственное положение и не сваливал бы ответственность на Еву и Самого Творца, а умолял бы Бога о прощении и был бы прощен. Но оказалось что Адаму, а через него всему Роду человеческому необходимо время для осознания необходимости покаяния. История Человеческого рода от изгнания из Рая до Конца времен – это путь покаяния, которым идет Человек. Подлинное покаяние обязательно подразумевает сожаление человека о содеянных грехах, слезное, достигающее самой глубины сердца сокрушение об ошибках, ощущение боли души от греховных ран и твердая решимость порвать с грехом, не повторять его. Такая настроенность человека, выраженная в раскрытии своего состояния пред Богом в присутствии священника, называется Исповедью.

С пространным определением Покаяния сегодня может познакомиться каждый, возможностей и средств для этого более чем достаточно. Отметим лишь, что определение о Покаянии в Катехизисе помещено в первой части, в разделе «О вере». На первый взгляд это простая логика изложения, но оказывается, между понятиями Вера и Покаяние существует глубочайшая онтологическая взаимосвязь. Если представить Веру человека как силу души, благодаря которой одни ценности и интересы могут быть помещены в центре внимания и заботы человека, а другие отодвинуты на периферию, или вовсе выдворены за пределы жизни, то необходимо осмыслить способы и механизм такого действия. Тут на первый план обязательно выступает нравственная переоценка всей окружающей человека действительности. Без неё подлинный отказ и принятие новой иерархии ценностей невозможно. Эта переоценка и есть перемена ума – «метанойя» (греч. μετάνοια). В результате её прежде приемлемый, может быть даже приятный человеку грех – деяние, слово, образ мыслей делается омерзительным, скорбным, досадным фактом его прошлой жизни. От этого в душе рождается горячее желание освободиться от тяготы греховной.

В самом человеке есть некоторые силы средства для этого освобождения. Он может примириться с ближними, вернуть украденное, признаться в неправде… Но окончательное освобождение из плена зла возможно лишь с помощью Божественной. Всякий грех, соделанный даже в тайне человеческих помыслов, в конечном итоге восходит к самым Небесам. Душа человека помрачившись грехом делается противницей любви Божией. Делаясь отлученной от Бога, душа оказывается во власти тьмы. Потому и освобождение от греха невозможно без примирения с Богом, без мольбы ко Господу о прощении.

Часто люди успокаивают себя в том, что не ходят на исповедь в церковь тем, что им известны примеры, как их знакомые регулярно исповедаются, а потом вновь и вновь повторяют те же самые грехи. На это следует заметить, с одной стороны, действенность Покаяния, а следовательно, и степень освобождённости от греха во многом зависит от глубины раскаяния человека, от решимости изменить свою жизнь да и вообще от нравственных и духовных сил человека. С другой, от масштаба поврежденности тем грехом, которым страдает человек, от того насколько неправда, леность, похоть, гордость и другие грехи покорили себе обстоятельства и уклад его жизни. Согласитесь, одно дело расстаться с украденным кошельком, и совсем другое с неправедно нажитым имением. С третьей стороны, необходимо помнить, что всякий раз Благодать Божия ослабляет течение греховной болезни. Подобно медицинским лекарствам, постепенно возвращает человеку здравие. В определенном смысле Исповедь можно сравнить с прополкой грядки. Хотя огородник и знает, что сорняки через некоторое время вновь появятся, однако он из-за этого не перестает вновь и вновь вырывать их из земли.

Не редко священник слышит от мирян сокрушение о том, что они не умеют исповедоваться, не знают, что нужно говорить. Здесь следует заметить следующее, что на ряду с важностью преодоления собственной гордыни через признание себя грешником, с необходимостью правильно без прикрас, без преувеличений или приуменьшений изложения обстоятельств своего греховного падения, самым важным является мольба о прощении. Без искреннего «Прости!», обращенного к Богу самое точное и подробное изложение своих грехов превратилось бы в отчет, который может дать даже безбожник и сатанист.

Необходимо различать понятия Таинство Исповеди и Тайна Исповеди. Под словом Тайна имеется ввиду ответственность священника за неразглашение тех сведений, которые доверил ему человек о себе и своем духовном состоянии. Этот «секрет» ни при каких обстоятельствах не может быть раскрыт, ни под давлением включая судебно-следственное, ни даже под страхом смерти. Священник уносит с собой в вечность тайну покаяния, сохраняя её до Страшного Суда, когда будет свидетельствовать о принесенном покаянии и отпущенных на исповеди грехах всему Миру. Так же, кроме сакраментального, понятие Тайна Исповеди включает себя духовно-нравственный аспект: заключается он в том, что священник не должен менять своего отношения к исповеданному им человеку, узнав о неприглядности или постыдности его грехов. Священник всегда остается заботливым, внимательным врачом и строгим, любящим отцом для своей паствы. Эти сведения, хотя и в большей степени относятся к лицам духовного звания, однако мы помещаем их в настоящей статье для пользы мирян, что бы помочь решиться прийти на Исповедь и облегчить душу, не смущаясь предрассудками и не страшась огласки.

Священник Марк Ермолаев



Расписание Богослужений
Записка
Вопрос батюшке
Помощь храму

Церковная помощь зависимым protivnarko.ru