Миссионерство

Отличие православия от других христианских деноминаций

 Православная Церковь сохранила неповрежденной ту истину, которую открыл апостолам Господь Иисус Христос. Но Сам Господь предупредил Своих учеников, что из среды тех, кто будет с ними, появятся люди, которые захотят исказить истину и помутить ее своими выдумками: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7, 15).

И апостолы тоже предупреждали об этом. Например, апостол Петр писал: у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении… Оставив прямой путь, они заблудились… им приготовлен мрак вечной тьмы (2 Пет. 2, 1-2, 15, 17).

Под ересью понимается ложь, которой человек следует сознательно. Путь, который открыл Иисус Христос, требует от человека самоотверженности и усилий, чтобы проявилось то, действительно ли на этот путь он вступил с твердым намерением и по любви к истине. Мало просто назвать себя христианином, надо своими делами, словами и мыслями, всей своей жизнью доказать, что ты христианин. Тот, кто любит истину, ради нее готов отказаться от всякой лжи в своих мыслях и своей жизни, чтобы истина вошла в него, очистила и освятила. Но не все вступают на этот путь с чистыми намерениями. И вот последующая жизнь в Церкви выявляет их негодное настроение. И те, кто любит себя больше, чем Бога, отпадают от Церкви.

Бывает грех поступка — когда человек делом нарушает заповеди Божии, а бывает грех ума — когда человек предпочитает свою ложь Божественной истине. Второе и называется ересью. И среди тех, кто называл себя в разные времена христианами, выявлялись как люди, преданные греху поступка, так и люди, преданные греху ума. Тот и другой человек противится Богу. Тот и другой человек, если сделал твердый выбор в пользу греха, не может оставаться в Церкви, и отпадает от нее. Так на протяжении истории из Православной Церкви уходили все, кто выбрал грех.

Подобных людей в истории было немало. Самые распространенные и многочисленные из числа основанных ими сообществ, что сохранились до наших дней — монофизитские Восточные Церкви (они возникли в V веке), Римо-католическая Церковь (отпавшая от Вселенской Православной Церкви в XI веке) и Церкви, называющие себя протестантскими.

Само слово «православный», которое означает правильно славящий Бога, или обладающий правильной верой в Бога, появилось ещё со времён первого христианского великого всемирного государства Византии, которое для нас до сих пор является примером симфонии Церкви и государства. 

Когда после двух долгих столетий гонений на христиан к власти пришёл первый святой император Константин, он объявил свободу для всех вероисповеданий, конечно же, с дальнейшей целью сделать христианство государственной религией. В то же время обратной стороной такой свободы стал бурный всплеск фальшивок и подделок под христианскую религию, которые в свою очередь тоже стали претендовать на роль просветителей. Новые религиозные движения стали называться по именам своих основателей, например, ариане (по сути современные Свидетели Иеговы) – по имени Ария, несториане (современные протестанты) – по имени Нестория, оригенисты (учащие о том, что все спасутся, муки не бесконечны) – по имени Оригена. Для отличия от таковых, и для того, чтобы не путали изначальное, правильное учение с нечестивейшим заблуждением, делающим человека нехристианином и именуемым ересью, - для этих целей и стали наши святые отцы именоваться христианами православными.

Похожая ситуация происходит и в современном мире, в котором существует одна Вселенская Православная Церковь, и существуют различные деноминации более крупного и более мелкого размера. Давайте мы с вами, дорогие читатели, вместе попробуем выяснить, в чём отличие православия от других конфессий, и как неискушённому человеку разобраться в таком обилии сект, называющих себя христианскими, не говоря уже о море других, нехристианских, религий.

Во-первых, по самому своему определению православие отличается правильной верой, которая что в IV веке, что в XXI веке одна и та же, такой же она будет и в XXII, и в XXIII веке, ничего, по сути, не изменится. Только не будем смешивать веру с обрядами, которые могут изменяться с течением времени. Обряды, поклоны, совершение крестного знамения, посты, язык богослужения привлекают тело к прославлению Бога, выражают любовь к Нему, надежду и веру. Например, в XVII веке на Руси появились старообрядцы, которые ещё называются староверами. Эта конфессия считает, что изменение того, сколькими пальцами креститься, является предательством веры. Это неправильное мнение. Сейчас у нас в Церкви допустимо креститься как тремя пальцами, так и двумя, если ты наш единоверец, перешедший из старообрядчества.

Во-вторых, Символ веры. У христиан есть особый небольшой текст, который все должны знать наизусть, такой своеобразный пароль, который читается перед Крещением, а также каждое утро в домашней молитве. По нему определяется кто свой, а кто чужой. Можно сказать, что это такой ключик, который вставляется в замочную скважину, и если у него зубчики лишние, или их, наоборот, не хватает, то им дверь в Царство Небесное не откроется. Начиная с третьего Вселенского Собора, в 431 году было решено о великих тайнах Бога, в которых Он открывается людям, неизменно говорить этими словами Символа веры, и новый текст не составлять. В настоящее время католики и протестанты этот образец веры изменили, добавили кое-что от себя, или вообще другой составили. Отличие этих деноминаций заключается, конечно, не только в этом. Но это то, что может проверить любой человек: взять православный молитвослов, который за пожертвование распространяется в любом храме, открыть его на первых страницах, где излагается Символ веры и сравнить с тем, во что верит та или иная конфессия.

В-третьих, православие отличается от других деноминаций тем, что оно имеет апостольское преемство, а протестантские и неопротестантские конфессии почти все возникли не раньше XVI века и ведут свою историю от какого-нибудь обычного человека, которому якобы лично явился Бог и объяснил, как правильно надо понимать переданное Церкви учение. Такие истории обычно сопровождаются рассказом о том, как плохо жил до этого сектант, и какой он теперь молодец. Почти каждая деноминация имеет деноминацию-мать, от которой она в результате разных несогласий откололась и с которой теперь не дружит, от которой перенимает прежние заблуждения, добавляя при этом свои. Такое преемство оказывается цепочкой расколов, поломок и самовольных нововведений, его можно сравнить с телефоном без кабеля, по которому нельзя поговорить, потому что связь прервалась. В православии же история ведётся непрерывно от двенадцати Апостолов, например, Русская Православная Церковь ведёт своё преемство от святого апостола Андрея Первозванного, чей крест в этом году привозили из Греции к нам в Подмосковье на поклонение. Но главой, основателем, первым священником в православной Церкви является не просто человек, а Господь Иисус Христос, который возложил на них руки, когда избирал и передал им непосредственно от Бога дары Святого Духа (Мф. 10:8), и научил через рукоположение передавать эти дары своим ученикам – епископам. Епископы передали их в свою очередь своим преемникам, а те – своим, и так далее до наших дней. В Церкви до сих пор хранится список всех звеньев этой непрерывающейся цепочки, по которой можно проследить от самых первых Апостолов до современного Патриарха Кирилла и управляющего нашей московской областной епархией митрополита Ювеналия. Поэтому православие ещё называют апостольской верой, а такое преемство – апостольским.

Все возможные приёмы религиозных фальшивомонетчиков сложно предугадать, да и многие из них уже известны читателю. Например, когда к прохожему подходят люди, которые не говорят, что они из православной Церкви и предлагают изучение Библии. Налицо прямое нарушение авторских прав. Библия, Евангелие – это Священное Писание, которое написано членами Церкви для самих же членов Церкви и существует в ней для внутреннего пользования. В ней же существует и его истинное понимание.

Перечислены не все отличия, а только лишь их некоторая часть, которая, как очки, поможет при духовной близорукости сорентироваться среди деноминациях и найти спасительный путь.


Расписание Богослужений
Записка
Вопрос батюшке
Помощь храму
Радио