Пастырский подвиг Русской православной Церкви в период Смутного времени

Иноземцы называли это время "московской трагедией", а русские - "великой разрухой", временем божьего гнева, а исследователи позднее оценят события той поры как первую гражданскую войну в России. В истории период конца XVI - начала XVII вв. получил название Смутного времени.

В 2012 году отмечается четырехсотлетие освобождения России от интервентов. Начало XVII века было одним из самых тяжелых периодов в истории нашего Отечества. Столица государства – Москва – была в руках польских интервентов, по стране в поисках поживы бродили отряды иноземных наемников, Православная вера подвергалась гонению со стороны католических проповедников. На российский престол должен был взойти польский королевич Владислав.

Русская православная церковь и ее деятели в весьма сложных обстоятельствах проявила исключительные качества в развитии освободительного движения

В период Смутного времени святитель Иов фактически первый возглавил противостояние русских польско-литовским захватчикам, еще в 1603 г. на церковном соборе монахи Пимен и Венедикт изобличили самозванца, он был признан еретиком. Патриарх Иов в послании киевскому воеводе просил изловить самозванца. Во время вторжения царь, патриарх и весь священный собор повелели самозванца Гришку "всюду в 98 церквах святых и по торжищам клясти". По городам рассылались грамоты о «воре».

Церковь выступала мощной духовной и экономической опорой царя в трудные годы военных действий. 13 апреля 1605 г. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию I, был низложен и, претерпев множество поношений, был сослан в Старицкий монастырь. После свержения Лжедмитрия I святитель Иов не смог возвратиться на Первосвятительский Престол, на свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена.

Накануне свадьбы Лжедмитрия I с Мариной Мнишек казанский архиепископ Гермоген потребовал крещения будущей царицы по православным канонам, за что его сослали в монастырь, а свадьбу провели с нарушением церковных канонов. После свадьбы о Лжедмитрии I пошла молва как "поганом царе". В мае 1606 г. отступник и чужак был убит в ходе восстания москвичей, вставших за веру православную.

Когда в 1610 г. после ряда поражений царской армии и измены шведов был свергнут и пострижен в монастырь царь Василий Шуйский, к власти пришло боярское правительство во главе с Ф.И. Мстиславским. Бояре снова выступили за приглашение королевича Владислава. Однако, патриарх Гермоген, противившийся свержению Шуйского, настаивал на избрании или князя Голицына, или Ф. Романова. Бояре же подписали договор о приглашении иноземца, но в договоре потребовали гарантий неприкосновенности религии и государственного строя России. Духовенство во главе с патриархом Гермогененом требовали крещения Владислава в "греческую веру".

Заключение договора и сдача Смоленска тяжело подействовало на народ, которому церковь говорила о причастности польской короны и "латинства проклятого" к бедствиям Российского государства. Политика "семибоярщины" вновь оживила миф о добром сыне Ивана Грозного, о Дмитрии. Часть паствы повернула в сторону тушинского самозванца.

Боясь волнений "черни", бояре решились на ввод польско-литовских войск в столицу. На протест патриарха Гермогена ему указали, чтобы он смотрел за церковью и ни во что не вмешивался. Предательство боярами государственных и церковных интересов явилось мощным толчком к делу формирования вооруженного ополчения уже на земской основе. Российские города стали ссылаться и объединяться для борьбы "за православную веру и свои души". Народ стихийно почуял, к чему может привести господство и стране правителей иноземных и иноверных. Обострило народное чувство и то, что даже сомнительный царь Тушинский был зарезан. Оставалось надеяться лишь на свои силы.

Святитель Гермоген благословил "вооружение против поляков". Поляк Гонсевский жаловался, что от того кровь пролилась и города отложились от Москвы. Однако, народно-освободительное движение в России набирало силу. Используя церковные силы, патриарх Гермоген открыто выступал и рассылал грамоты, освобождая православных от присяги Владиславу. Опорой его стали города. Святителя Гермогена пытались изолировать, но речи его доходили до паствы. В Рязани стало формироваться ядро первого ополчения во главе с Прокопием Ляпуновым и в марте 1611 г. восставшие подошли к столице.

Позиция церкви и духовенства была тесно связана с патриотическим подъемом. В отписках и грамотах от имени городских миров обязательно присутствовали имена священников.

В период битвы ополченцев под Москвой появилась "Повесть о видении человеку благочестивому в Нижнем Новгороде Григорию". В повести некто "многогрешный Григорий" в ночь на воскресенье 26 мая в тонком сне «узрел Господа сходящего в образ человеческий" и вместе с ним человека в белых ризах. Ему и было дано откровение о грядущей судьбе Москвы. Григорий будто бы слышал, что нужно держать покаянный трехдневный пост по очищении Москвы надлежит воздвигнуть храм близ Василия Блаженного.

Духовенство, особенно монастыри, разными способами поддерживали освободительное движение. Многие монастыри стали центрами сопротивления интервентам. из них особенно выделились: Ипатьевский, Пафнутьевский, Кирилло-Белозерский монастыри. Осада подмосковной Троице-Сергиевой лавры длилась целых 16 месяцев.

Церкви и монастыри подвергались разграблению и разорению оккупантами.

Конец Смуты в России положило народное ополчение, созданное в Нижнем Новгороде "выборным всея земли" Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. Развертывание национально-освободительного движения в Нижнем Новгороде было обусловлено целым рядом причин. В тяжелые годы Смуты были установлены тесные связи Нижнего Новгорода с патриархом Гермогеном посредством грамот и через посыльных.

Одна из последних грамот патриарха Гермогена прибыла в Нижний Новгород в конце августа 1611 г. В ней он предостерегал нижегородцев об опасности не только польского нашествия, но и происков казаков, которые вознамерились возвести на престол "Маринкина паньина сына" или "Воренка".

Патриарх призывал к активным действиям, к установлению тесной связи Нижнего Новгорода с другими городами. Сам он держал связь с нижегородцами через "бесстрашных людей" Родионова Моисеева и Ратмана Пахомова, советовал крепить связь с Казанью, Вологдой, Рязанью, (см. Приложение).

Большую роль в подъеме народного духа сыграли распространившиеся по городам осенью 1611 г. два новых "видения": "Повесть о видении во Владимире" и повесть о видении Григория в Нижнем Новгороде". Вскоре по многим городам был проведен трехдневный пост.

В "Книге о новоявленных чудесах преподобного Сергия" С. Азарьина повествуется о трех явлениях преп. Сергия Радонежского Кузьме Минину. Преподобный, являясь к Кузьме, повелевал собирать казну и воинство и "идти на очищение Московского государства". Пережив болезнь, Кузьма Минин выступил против иноземцев. Призыв к выступлению за освобождение Отечества содержался и в окружной грамоте Троице-Сергиева монастыря, полученной в Нижнем Новгороде в октябре 1611 г.

Сведения об участии духовенства в действиях второго ополчения немногочисленны. Большое влияние на дело освобождения оказывал протопоп Спасского собора Савва Ефимьев, стоявший во главе духовенства. Царскими грамотами ему было предписано сурово наказывать "ослушников". Кроме двух кремлевских соборов, Спасского и Архангельского, в городе было 25-30 приходских церквей, количество дворов белого духовенства насчитывало 86.

Прочную позицию поддержки московских властителей и борцов со Смутой занимали настоятели Печерского монастыря Трифон и Феодосий. Последний выезжал с посольством к князю Пожарскому. Они вместе с протопопом Саввой участвовали в воеводском совете, где выступал Минин и было принято решение о создании ополчения. Феодосий подписал грамоту об избрании на царство Михаила Романова.

Москвичи под водительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Поляки низложили святого Патриарха Гермогена с Патриаршего Престола и заключили его в Чудов монастырь под стражу. Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды.

Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Гермоген, успешно завершилось русским народом по его предстательству.

В условиях иностранной интервенции патриарх и большинство духовенства проводили последовательную политику на сохранение православной государственности, русских народных традиций и культуры. В отсутствие светской власти народом стали руководить вожди духовные - так определял роль русской православной церкви в смутное время Сергей Федорович Платонов. Церковь противодействовала проникновению католичества в Россию и захвату российского престола иноземцами и иноверцами. Таким образом, в годы Смуты в России начала XVII в. Русская Православная Церковь сыграла важную роль в деле спасения национальной культуры, народных традиций и всего Российского Государства.

священник Димитрий Шмаров

(прочитано 3 ноября 2012 на Вечере исторической памяти в доме Широкова) 


Расписание Богослужений
Записка
Вопрос батюшке
Помощь храму